ИНДИВИДУАЛЬНОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПРОЦЕССЕ
ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Одной из актуальных проблем современной
педагогической практики является проблема обучения и воспитания детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Задачи детского сада в этой работе:
создание условий для успешной интеграции детей с нарушением развития.
Наличие этого факта побудило нас к
разработке специального плана сопровождения детей с ОВЗ, цель которого
заключается в воспитании личности, социально адаптированной к условиям жизни в
современном обществе, обучение, присмотр, уход и оздоровление воспитанников.
Реализация цели требует решения
следующих задач:
—создание условий для всестороннего
развития детей с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение
таких детей в коллектив сверстников;
—формирование основ базовой культуры
личности, всестороннее развитие психических и физических качеств воспитанников
в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;
—осуществление психолого-педагогической
коррекции (речевых, эмоциональных нарушений);
—взаимодействие с семьями воспитанников
для обеспечения полноценного развития каждого ребенка.
Основные направления работы с детьми с
ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС:
—физическое развитие – развитие
двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной
координации;
—социально-личностное развитие –
обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в
общественную жизнь;
—познавательно-речевое развитие –
формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности;
усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных
интересов;
—развитие речи как средства познания;
—художественно-эстетическое развитие –
развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета,
композиции.
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ
осуществляется в контексте ФГОС в следующих формах: закаливающие
процедуры, специально организованная образовательная деятельность (также
в режимных моментах), игры – тренинги, индивидуальная работа, все виды игр,
беседы.
В организации образовательной
деятельности мы учитываем:
—диагностику индивидуальных особенностей
детей (беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребёнка
(специалисты, воспитатели), наблюдение за поведением детей в группе;
—планирование образовательного процесса
с учётом индивидуальных образовательных потребностей детей группы;
—организацию предметно-развивающей среды
в соответствии с ОВЗ детей, стимулирование развития самостоятельности,
инициативы и активности, обеспечивающих детям с разными возможностями
доступ к развитию;
—организацию совместной
жизнедеятельности детей в условиях данной группы. Она подразумевает
индивидуальную работу; осуществление развивающей деятельности — развитие
познавательной сферы, игровой, конструктивной деятельности и др.;
социализацию в условиях совместной деятельности детей с ОВЗ и обычно
развивающихся сверстников; создание условий для творческого развития
детей (музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни,
хороводы, игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия и др.);
создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по
очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата;
использование естественных и образовательных ситуаций для развития
социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях;
использование различных видов деятельности, которые соответствуют
уровню развития детей);
— мониторинг образовательного процесса.
Согласно выстроенной модели нашего плана
мы ожидаем следующие результаты:
—повышение профессионального
уровня воспитателей в плане индивидуального сопровождения детей с
ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения;
—положительную динамику
оздоровления детей с ОВЗ и успешная их социализация
в образовательное пространство дошкольного учреждения;
—создание единой
психологически-комфортной образовательной среды для детей с
разными стартовыми возможностями;
—повышение педагогической компетентности
родителей детей с ОВЗ;
—разработка методических
рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.